Часть 2. КАБАКОВЫ.

Родоначальник условно второй ветви - АБРАМ КАБАКОВ (~1740-1785) жил в местечке Игумен Минской губернии (ныне гор.Червень Минской обл.), имел пять или шесть сыновей. Это были Гирш (1766), Берк(~1767), Лейба(1779), Ефройм(1781),Лейзер(1783) и, возможно, Юдо (~1760). Сыновья Абрама проживали: Гирш и Ефроим в Игумене; Лейзер в мест.Молдвич, а с 1811г. в Игумене; Берк в деревне Ляды генерала Завиши, его сын Абрам по переписи в 1811 году жил в Игумене; Лейба жил в мест. Лапонин (Запонин?), а с ~1797 года - в заштатном городе Докшицы Борисовского уезда Минской губернии. Он стал родоначальником Докшицкой ветви КАБАКОВЫХ. Во второй половине XIX века потомки КАБАКОВЫХ интенсивно расселялись в центральной части Беларуси, а также на Украине. Оставаясь в Игумене как одной из основных еврейских фамилий местечка, они обнаружены в Докшицах Борисовского уезда, в Малыницкой сотне Рогачевского уезда, в Бобруйском уезде, в мест.Лошы Слободо-Подзачевской волости, Гомеле, Борисове, Минске, Чечерске, мест.Корме Рогачевского уезда, Руденске, Свислочи, Смиловичи, Смолевичи, Березино, Талька, в Черниговской губернии, а в 20-х годах ХХ века в Джанкое Крымской обл.Украины. Если сравнить по численности Новогрудскую и Игуменскую ветви, то последняя оказалась более многочисленной. Только мужчин КАБАКОВ обнаружено около 150 человек.

Общая таблица документально найденных мужчин и женщин по фамилии КАБАКОВ представлена в приложении №3. В том же приложении на схеме №4 представлены первые КАБАКОВы. На схеме №5 в качестве примера представлено родословное дерево сына Абрама Кабакова Гирши(1766-1819) по мужской линии. На схеме №6 представлено полное родословное дерево моих прямых предков.

НЕМНОГО ИСТОРИИ. ЕВРЕИ В ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ.

Полагают, еще во времена Карла Великого в 800 г. из Германии в Польшу приезжали еврейские купцы и оставались там жить. По одному из преданий в конце IX века еврейские депутаты из Германии явились к польскому князю Лешку, который, расспросив послов об иудейской религии, дал согласие на их просьбу о допущении евреев в Польшу. Движение евреев усилилось с конца Х века после принятия поляками христианства и их сближением с западными странами, где проживало много евреев. В начале ХIII века римский папа Иннокентий III, захвативший в Западной Европе всю духовную и светскую власть, видел главную опасность для церкви в том, что евреи заражают христиан своим неверием. В посланиях королям он писал, что евреи обречены на вечное рабство за то, что их предки распяли Христа, а по сему должны, как братоубийца Каин, скитаться по земле и бедствовать. Правители должны порабощать их и держать отдельно от христиан как бесправное низшее сословие. В это время учреждается инквизиция. Евреи изгоняются из Франции и Англии. В Германии во многих городах им выделяют отдельные улицы и кварталы ("Гетто"), заставляют носить позорный еврейский знак в виде желтого кружка на одежде или остроконечной шляпы с рогами.

Спасаясь от преследований массы евреев бегут в Польшу и Литву. Польские князья их принимают охотно, так как развивались торговля и ремесла. Так Краковский князь Мечислав Старый (1173 год) строго запрещал всякие насилия против евреев. На чеканных монетах Польши имена князей обозначались еврейскими буквами. Князь Болеслав Калишский первым обеспечил социальное положение евреев на основании особых законов. В 1264 г. он издал грамоту, которая определила права евреев и защитила их от произвола христиан. Польша достигла вершины могущества в XV веке при мудром короле Казимире Великом (1333-1370). Он распространил льготную грамоту Болеслава на всю Польшу, дополнив ее новыми законами в пользу евреев. Так еврейские дела судья могли рассматривать только при участии раввинов и старост общин. Это было зародышем кагального самоуправления.

Литва в конце XIV века переходит от язычества к христианству. В эти времена там уже было 5 еврейских общин: в Бресте, Гродно, Троках, Луцке, Владимире. Великий князь Витовт им покровительствовал. Подобно грамоте Казимира Великого он издал свою, по которой евреи составляли класс свободных жителей под покровительством властей и пользовались самоуправлением в своих внутренних делах. В XV веке евреи изгоняются из Испании. Часть переселяется в Германию, оттуда в Польшу и Литву. XVI век считается "золотым веком" как временем процветания евреев в Польше и Литве. Польские короли Сигизмунд I, Сигизмунд II Август, Стефан Баторий покровительствовали евреям. В свою очередь богатые евреи оказывали королям важные услуги, брали в откуп сбор налогов и пошлин, арендовали королевские имения и управляли ими,обогащая казну, ссужали короля деньгами в случае войны.

Делами еврейских общин заведовали кагалы. Члены кагальных советов избирались ежегодно в дни Пасхи. Кагал собирал подати, выдавал купчие крепости, заведовал обучением, разбирал тяжбы . Судили по законам библии и Талмуда. Расцвела талмудическая наука, ученые были в почете.

Но в середине XVII века ситуация резко ухудшилась. Шляхта угнетала крестьян, зачастую используя евреев как арендаторов, что вызывало к ним ненависть. Особенно страдало население польской Украины. Страшное восстание во главе Богдана Хмельницкого прокатилось по стране, восставшие истребляли и поляков, и евреев. Войска поляков были разбиты. Для мира Богдан подписал ряд условий, в т.ч. "чтоб во всей Украине не оставалось ни одного жида". За годы войн было разгромлено ~700 еврейских общин, свыше полмиллиона евреев погибло. Начался упадок Польши. Все более ухудшалось отношение к евреям, урезались их права, с них взимались все большие подати, иезуиты натравливали учеников на иноверных, начались избиения и погромы.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БЕЛАРУСИ К РОССИИ.

Во второй половине ХVIII века Польша распалась и была постепенно разделена между Россией, Австрией и Пруссией в три приема, начиная с 1772 года. Основная часть Беларуси, включая Минск, была присоединена к России в 1795 году.

После гнета польских панов еврейское население смотрело на факт присоединения к России с определенной надеждой на лучшее будущее. Для этого были и основания. Умная царица Екатерина II после первого раздела Польши в обращении к населению присоединенных земель объявила, что жители этого края "какого бы рода и звания не были" отныне будут сохранять право на публичное отправление веры и на владение собственностью,а еще будут награждены "всеми теми правами,вольностями и преимуществами,каковыми древние ее подданные пользуются". Таким образом евреи уравнивались в правах с христианами. При том было добавлено особо о евреях,что их общества "будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, какими они ныне пользуются…". Кроме того уже в 1778 году на Белорусский край было распространено недавнее российское всеобщее постановление:владеющие капиталом до 500 руб составляют отныне сословие мещан, а большей суммой - сословие купцов трех гильдий(1-ой - капитал свыше 10000 руб; 2-ой - от 1000 до 10000, 3-ей - от 500 до 1000 руб). При этом они освобождаются от поголовной подати,а платят 1% с капитала, ими "объявленного по совести". По другому определению мещане должны были иметь свой дом, определенный участок земли и регулярно платить все положенные платежи.

 

Используются технологии uCoz